Конкурс "Мой лучший урок"

В декабре 2018 года я вместе с коллегой (учителем начальных классов Кашиной Светланой Витальевной) приняла участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок", который проходил в Москве. 14.12.2018 состоялся финальный этап XIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» для учителей гуманитарного цикла. В финале конкурса приняли участие более 80 учителей из разных регионов России.

Программа мероприятия была насыщенной - это и финальный этап конкурса, и курсы повышения квалификации, и обмен опытом педагогов, посещение ведущих школ Москвы, культурно-экскурсионная программа. На этом конкурсе нами был представлен интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения "Как жить в мире друзьям и не только?". Материалы по уроку, рецензию на него можно посмотреть на этой странице.

Пояснительная записка

К интегрированному уроку (литературное чтение + окружающий мир) в 4 классе по теме «Как жить в мире друзьям и не только?»

Соавторы: Латунина Алла Леонидовна, учитель русского языка и литературы, Кашина Светлана Витальевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа № 46».

Интегрированный урок по теме «Как жить в мире друзьям и не только?» представлен по 2 направлению – учителя русского языка и литературы. Интегрированный урок (литературное чтение + окружающий мир) «Как жить в мире друзьям и не только?» разработан по программе УМК «Школа -2100»

Возрастная категория: 4 класс (10-11лет)
Время проведения: 45 минут
Тип урока: комбинированный

Цель: развитие навыков аргументированно высказывать своё отношение к изучаемому материалу, размышлять о характере и поведении героев, понимать замысел автора, а также оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Задачи:

  • • Вызвать желание прочитать произведение полностью;
  • • Учить детей анализировать произведение;
  • • Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных группах;
  • • Формировать умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • • Развивать умение работать в группах;
  • • Развивать устную связную речь детей;
  • • Развивать умение высказывать своё мнение.

Планируемые результаты.

Появление желания у детей прочитать повесть Л.Чарской «Записки маленькой гимназистки» полностью. В результате работы сформировать коммуникативные навыки (доносить свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым изменить свою позицию; договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);учиться уважительно относиться к мнению другого). Регулятивные (ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), личностные (оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей). Предметные и метапредметные (формирование умения находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, сравнивать и обобщать получаемые знания). УУД.

Этапы урока

  • 1. Организационный этап.
  • 2. Актуализация знаний.
  • 3. Постановка задачи урока.
  • 4. Открытие нового.
  • 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • 6. Практическая работа.
  • 7. Итог урока.
  • 8. Рефлексия.

 

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты.

Оборудование: мультимедийная презентация (интерактивная доска ActivInspire), учебник по литературному чтению 4 класс, 2 часть( Бунеев Р.Н., БунееваЕ.В), учебник по окружающему миру 4 класс, вторая часть (Вахрушев А.А., Данилов Д.Д.), магнитная доска.

Урок проведен во 4 «А» классе МОУ «Средняя школа № 46» в рамках муниципального семинара «Интегрированный урок в начальной школе» и в 4 классе МОУ «Средняя школа №3» города Кеми в рамках сотрудничества с образовательными организациями Кемского района.

В 4 «А» классе обучается 27 учащихся (15 мальчиков и 12 девочках). У школьников наблюдается высокий уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации, а также высокий уровень работоспособности и самостоятельности. Большинство учащихся добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Однако не всем ребятам удается справляться с предложенными заданиями на высоком и хорошем уровне, в связи с этим необходимо применять дифференцированный подход при составлении заданий.

Интегрированный урок литературы и окружающего мира проводился в целях организации преемственности между начальной школой и старшим звеном. Интересен, с точки зрения инновации, опыт работы учителя русского языка и литературы старших классов с детьми начальной школы. Благодаря тесному сотрудничеству представителей разных звеньев школы, достигнут положительный результат проведения урока. Учителя и дети разговаривали «на одном языке». В ходе работы логично сочетались темы, взятые из литературного чтения и окружающего мира, методические материалы по данным дисциплинам работали на общую идею урока. Это дало возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций. Ребята были вовлечены в диалог с преподавателями, связывали жизненные ситуации с литературным материалом, аргументировали и отстаивали свои точки зрения. Содержание урока было обусловлено поставленными задачами. Планируемый результат был достигнут. На интегрированном уроки использовались современные педагогические технологии (интегрированное, дифференцированное, проблемное обучение, продуктивное чтение, ИКТ – технологии), применены фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа. Благодаря этому урок получился интересным, насыщенным и ярким. Научность реализована работой с понятиями, терминами и научно-методическим материалом.

Рецензия на урок

Рецензия на урок, проведенный по теме: «Как жить в мире друзьям и не только?»
В 4 «А» классе, МОУ «Средняя школа № 46» 14 февраля 2018 года.

Учителя: Латунина Алла Леонидовна, учитель русского языка и литературы, Кашина Светлана Витальевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа № 46»

Урок: Интегрированный урок (литературное чтение + окружающий мир) «Как жить в мире друзьям и не только?» по программе УМК «Школа 2100»

Цель урока: развитие навыков аргументированно высказывать своё отношение к изучаемому материалу, размышлять о характере и поведении героев, понимать замысел автора, а также оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

На уроке использованы различные элементы образовательных технологий: проблемного диалога, продуктивного чтения, ИКТ - технологии, применены фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Можно отметить взаимообусловленность и взаимосвязанность изучаемого материала. Тип данного урока - комбинированный.

В ходе работы четко переплетались темы, взятые из литературного чтения и окружающего мира, методические материалы по данным дисциплинам работали на общую идею урока. Это дало возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций.

На протяжении всего урока прослеживалась обратная связь. Каждый ученик является активным участником процесса обучения.

Применение компьютерных технологий, а именно работа с интерактивной доской, позволила сделать урок ярким, насыщенным, полным.

Урок методически выдержан, соответствует требованиям программы, учитывает возрастные особенности школьников. Нужно отметить тесное и продуктивное сотрудничество учителя среднего и старшего звена с преподавателем начальной школы. Полное взаимопонимание и умение комбинированно и слаженно работать привели к высокому результату.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность познавательного характера.

Учебное время на уроке использовалось эффективно. Интенсивность урока была оптимальной.

На уроке создан психологический комфорт. Учителям удалось замотивировать детей на продуктивную деятельность, создать условия для проявления самостоятельности учащихся.

В конце урока проведена рефлексия настроения и эмоционального состояния, с целью установления эмоционального контакта с классом в конце деятельности.

Урок был направлен на учащихся и достиг поставленных целей, был логически завершен.

 

Директор МОУ «Средняя школа № 46»                                  Ж.Л.Петрова

Сценарий урока

Сценарий интегрированного урока (литературное чтение + окружающий мир)
«Как жить в мире друзьям и не только?»
4 класс УМК «Школа 2100»
Учителя МОУ «Средняя школа № 46» Латунина Алла Леонидовна (учитель русского языка и литературы), Кашина Светлана Витальевна (учитель начальных классов).

Учебный предмет: литературное чтение и окружающий мир.;

Класс: 4 класс;

Тема урока:«Как жить в мире друзьям и не только?».;

Цель: развитие навыков аргументировано высказывать своё отношение к изучаемому материалу, размышлять о характере и поведении героев, понимать замысел автора, а также оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.;

Задачи:

  • • Вызвать желание прочитать произведение полностью;
  • • Вызвать интерес к содержанию повести и её героям;
  • • Учить детей анализировать произведение;
  • • Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • • Формировать умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • • Развивать умение работать в группах;
  • • Развивать устную связную речь детей;
  • • Развивать умение высказывать своё мнение.

Оборудование: мультимедийная презентация (интерактивная доска ActivInspire), учебник по литературному чтению 4 класс, 2 часть( Бунеев Р.Н., БунееваЕ.В), учебник по окружающему миру 4 класс, вторая часть (Вахрушев А.А., Данилов Д.Д.), магнитная доска.;

Ход урока:

1. Организационный момент
Л. -Добрый день, ребята! Перед вами смайлики, выберите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению на данный момент, объясните свой выбор. Психологический настрой на работу.
К. – Здравствуйте, ребята! Напомните мне, пожалуйста, какую большую тему по Окружающему миру мы сейчас изучаем?
(Общество).
Л. –А с каким литературным произведением познакомились на Литературном чтении?
(Лидия Алексеевна Чарская «Записки маленькой гимназистки»)
К. – Так что же у нас сегодня будет Окружающий мир или Литературное чтение?
Л. – Как же нам поступить?
К. – Ребята, что нам сделать, чтобы провести урок?
(Вам нужно договориться)
Л. – А кто лучше всех умеет договариваться? (Друзья).

2. Актуализация знаний.
Л. – Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.
Мы решили взять в качестве эпиграфа пословицу. А вы помните, что такое пословица? (Мудрое изречение), прочитайте пословицу и попробуйте объяснить ее смысл.
К. – Да, действительно, в жизни каждого человека должны быть настоящие, верные и преданные друзья! Именно друзья – одна из самых важных ценностей в жизни каждого из нас.
А как вы считаете ,часто ли человеку встречаются только друзья?
(Могут встретиться и враги, и недоброжелатели).

3. Постановка задачи урока
Ключевые слова:
Жизнь
Друзья Общество
Враги
(Презентация 2 слайд)
К. – На Окружающем мире, изучая общество, мы говорили, что люди живут по определенным законам и правилам. Но при этом не всегда человека окружают только доброжелательные люди.
Л. - Вспомните, как встретили Лену Иконину ее родственники в произведении Лидии Чарской
(Недоброжелательно, агрессивно).
К. – Давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые слова, представленные на слайде.
Тема урока: «Как жить в мире друзьям и не только?»
(Презентация 3 слайд)
Л. –Каковы наши цели? Зачем мы обращаемся еще и к повести Лидии Чарской?
Цель урока: ответить на вопрос «Как жить в мире друзьям и не только?»
(Презентация 4 слайд)

4. Открытие нового
К. – Итак, приступим.
(Презентация 5 слайд).
Ребята, вспомните наши уроки Окружающего мира, ответьте на вопросы.

  • • Коллаж. Какая фотография лишняя? Почему? (на всех изображено общество) Что такое общество?
    (Общество – это группа людей с общими интересами).
  • • Назовите синонимы к слову «общество».
    (совокупность, круг людей, социум).
  • • Обращение к Толковому словарю.
    (на партах определение слова социум) Социум - большая устойчивая общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой сказано, что социум – это общность индивидов, имеющих единую культурную, экономическую и социальную жизнь. Н.Г Комлев же считает, что социум представляет собой ту социальную среду, которая окружает каждого человека – наполненную различными взаимодействиями и процессами.

Презентация (слайд 5, определения «общество», «социум»)

  • • Вы согласны, что это синонимы?
  • • Давайте обратимся к произведению.
    (презентация 6 слайд).

1) Как вы думаете, как жила Лена с мамой в г. Рыбинске? Какие взаимоотношения были у Лены с мамой? Как называла мама свою дочь?
(У них был уютный маленький домик на берегу Волги. Мама очень любила свою дочь, называла ласково -Ленуша).

2) А кто такой Никифор Матвеевич? Как он отнесся к Лене?
(Кондуктор. Всю дорогу заботился о Лене, жалел ее).

3) Назовите членов семьи Икониных, как они повели себя, когда познакомились с Леной.
(Матильда Францевна (гувернантка), Михаил Васильевич Иконин (дядя), т. Нелли, дети: Жорж, Ниночка, Толя, Жюли).

4) Поведение детей во время первой встречи, их поступки.
(«Мокрица, нищая!» Оскорбляли, унижали, провоцировали. Итог: разбитая японская ваза, Лена наказана).

5) Как встретили в гимназии?
(Анна Владимировна пожалела. Василий Васильевич похвалил. Жюли (горбунья) всем рассказала о том, какая Лена плохая девочка).

6) За что Лену хотели наказать розгами?
(Обвинили в смерти филина Фильки. Виновата была Жюли, обвинение было ложным).

7) Кто заступился за Лену? Почему? (Толя).

Вывод: У Лены были не только враги, но и друзья.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (активные перемещения детей по аудитории)
Подойдите к тому, кто серьёзный.
Встаньте рядом с тем, кто остроумный.
Возьмитесь за руки те, кто дружелюбные.
Подойдите к тому, кто отзывчивый.
Встаньте рядом с тем, кто любознательный.
Положите руку на плечо тому, кто нерешительный.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
К. – Перед тем, как продолжить нашу работу обратимся к правилам, которые вам хорошо известны
Поработаем в парах, вспомните правила и озвучьте их.
«Правила работы в группе»
1. Слушай, что говорят другие.
2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
3. Говори спокойно, ясно, только по делу.
4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.
7. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.
8. Представитель группы или вся группа защищает согласованное решение перед классом. (Работа с магнитами на доске).

6. Практическая работа
РАБОТА В ГРУППАХ. Презентация (слайд 7)
К. Задание для каждой группы.
1 группа: Кто с самого начала поддерживал девочку? (Распечатка, инструкция)
2 группа: Кто был настроен враждебно по отношению к Лене? (Распечатка, инструкция).
3 группа: Вам, ребята, мы предлагаем поработать языковедами. Для этого просим вас обратиться к Толковому словарю и найти толкование слова «Совесть», ответьте также на вопрос: «Про какого героя произведения можно сказать, что в конце у него проснулась совесть?». Распределить поступки на 2 группы. Как назвать группы? (жить по совести, и жить не по совести) ЭД
4 группа: Вспомнить и сформулировать определение слова «Мораль».
Какие поступки героев соответствуют нормам морали, а какие нет

7. Итог урока
Л. - Вывод.
Как же жить в мире друзьям и не только? (Жить по совести, соблюдать моральные принципы)
Лене удается почувствовать себя счастливой лишь тогда, когда у нее появляются друзья! Даже те, кто в начале относился к ней плохо, в конце произведения становятся добрее и лучше.
К. - Вывод: для того, чтобы жить в мире и согласии в обществе, необходимо соблюдать «золотые правила дружбы».
Презентация (слайд 8).
Работа с ЭД.
Собрать правила по исходным словам. Работает одна пара.
Вывод по уроку:
К.
- На какой вопрос мы искали ответ на этом уроке?
(«Как жить в мире друзьям и не только?»)
- Вы совместно составили правила дружбы. Но у Лены Икониной в жизни встретились не только друзья, какое золотое правило нравственности, общаясь с Леной, забыли эти герои?
Л.
- Вы согласны с этим правилом?
Как жить в мире друзей и не только?
Ответ.
Формулирование золотого правила нравственности:
«Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе».
Презентация (слайд 9).
Законы дружбы (выявить самостоятельно)
Индивидуальные карточки. Работа в парах.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с ним радости и горе.
2. Дружба и эгоизм не совместимы.
3. Подлинная дружба благородна.
5. Беспринципность опустошает дружбу.

8. Рефлексия
Л.
Ребята, обратимся к нашим смайликам вновь. Помните, какие чувства владели вами в начале урока, а сейчас как обстоят дела, сделайте свой выбор.

Спасибо всем за работу!

© Alla Latunina 2019